Если вы заглянули на данную страничку, значит, вы в той или иной мере интересуетесь темой повышения эффективности обучения. Просто обучение иностранному языку в наше время и в нашей стране — одна из самых насущных тем. Хотя вообще, обучение любому навыку происходит по примерно одинаковой схеме, будь то иностранный язык, стойка на голове или игра на фортепиано. И задействуются в этом процессе одни и те же области ума (или нервносй системы, если кому-то этот язык понятнее).
Повышение эффективности обучения — сложная для обсуждения тема, поскольку его методики трудно оценивать объективно. То есть, это тема скорее для субъективной, чем для объективной психологии, и значит, она находится вне рамок того, что называют “современной наукой”. Причины, затрудняющие вышеупомянутую объективную оценку, мы можем назвать следующие:
Большая разница в “стартовом уровне” обучающихся. То есть, люди изначально имеют очень разные способности к обучению различным навыкам. Если мы хотим протестировать какую-то методику на группе людей, с целью проверки ее эффективности, то для достоверных статистических оценок необходимо, чтобы люди, включенные в эту группу, обладали примерно одинаковыми способностями в данной области, что на практике труднодостижимо.
Отсутствие длительных наблюдений за группой людей, прошедших обучение по какой-то исследуемой методике. Например, человек может короткое время помнить большое число иностранных слов, и вскоре большую часть их забыть. Как в таком случае оценивать эффективность его обучения? Автор данных строк в период учебы в институте имел обычай в ночь перед экзаменами по теоретической физике без рабора заучивать очень много формул из учебника и конспектов. Но на следущий день после сдачи экзамена подавляющая их часть улетучивалась из головы.
Множество иных факторов, помимо обучающих занятий, воздействующих на психику обучающегося и влияющих на конечный результат. Причем зачастую их воздействие весьма сильно, как например состояния здоровья или ситуации в семье. Все это конечно будет влиять на результаты статистического анализа, и отнюдь не в сторону их объективности.
Поэтому некоторые представители “классической” науки, например, физик Ричард Фейнман, скептически относятся к самому термину “научный” в отношении методик повышения эффективности обучения, и возражать им трудно. Тем не менее, тема эта на протяжении многих десятилетий не теряет популярности. Значит, кому-то удается добиться неординарных успехов в обучении с помощью “нетрадиционных” методов. В чем же дело?
Если отвлечься от требований “объективности”, которые, как мы видим, в данном случае невыполнимы, то у методик обучения остается только один корень: личный опыт человека, преподносящего ту или иную методику. Он по этой методике чего-то добился сам и затем может провести по тому же пути других людей (т.н. “цепь передачи знания”). Если намерения и усилия человека были искренними, то по ходу своего обучения он обязательно должен найти и задействовать какие-то скрытые резервы психики, которые имеют одинаковую природу для всех людей. Но только весьма и весьма немногие люди смогут пройти тем же путем, что и он. Для людей другого типа (“склада ума”) потребуются другие пути. Вот в чем проблема.
Это идеальная схема, которая существовала с незапамятных времен, до тех пор пока обучение не стало прибыльным бизнесом. Бизнес привнес в нее не самые лучшие черты, которые автор данной статьи обсуждать не имеет желания. Скажем только, что упомянутое выше отсутствие объективности послужило почвой для множества методик, “высосанных из пальца”. А те, что все-таки работают, преподаются всем подряд, без учета индивидуальных особенностей.
Итак, для достижения по-настоящему впечатляющих результатов в обучении необходимо задействовать скрытые резервы психики.
Какие-то методики ускоренного обучения (их можно видеть в каталоге) предлагаем и мы. Их эффективность Вам предлагается оценить на личном опыте — это самый надежный способ. Если есть сомнения — поищите отзывы о программах в интернете. Их на данный момент уже довольно много, в различных форумах. Ссылки не даю, потому что в каких-то из них эти программы можно скачать бесплатно. Меня как автора это, конечно, не устраивает, но в этом мире есть не только материальные награды… Духовное развитие — не та область, которую надо превращать в капиталистические джунгли.